Выступление

 губернатора Санкт-Петербурга В.А.Яковлева

«Роль Санкт-Петербурга в развитии сотрудничества между Россией и ЕС»

на открытии Балтийского Форума Развития

23 сентября 2001 года, 17.00

Таврический дворец

 

 

Уважаемый господин Президент Ахтисаари, уважаемые Премьер-министры Дании, Латвии, Финляндии, Эстонии, уважаемый господин Эллеман-Йенсен, дамы и господа!

 

  • Россия – европейская страна. Петербург – самый европейский город России.

 

 Недавно Президент Владимир Владимирович Путин в интервью газете «Хельсингин Саномат» отметил, что «Россия – европейская страна, и поэтому европейское направление нашей внешней политики является одним из приоритетных».

Я искренне рад приветствовать Вас сегодня в Санкт-Петербурге – крупнейшем европейском городе России. Основатель Санкт-Петербурга Петр Великий гениально предугадал почти три века назад все выгоды, что сулит столь удачное расположение столицы. Сегодня Санкт-Петербург предлагает своим европейским партнерам не только возможности контактов с регионами центральной России, юго-восточными странами СНГ. Наш город – прямые  ворота для Европы в Южную и Юго-Восточную Азию. Это ворота для всего Евро Азиатского Экономического Сообщества.

Не менее важно то, что на протяжении почти трех веков наш город являлся интеллектуальным центром России, полигоном успешных реформ, базой  демократических институтов.

Открытый для контактов, город всегда был местом, где жили бок о бок русские, поляки, финны, датчане, немцы и многие другие народы. Так, в 1914 году одна только шведская община города насчитывала 14 тысяч человек, а фамилия Карлссон занимала несколько страниц в городском телефонном справочнике. Петербург был одним из крупнейших финских, эстонских, латышских городов. 

Терпимость к чужой вере, культуре, объединение деловых традиций определили интернациональный характер города. 

 

  • Петербург 2003 – Европейские ворота России.

 

Три года назад в Петербурге Президент Ахтиссари сказал: «Везде и всегда благосостояние создавалось только трудом и накапливанием сбережений. Со временем успешно действующая рыночная экономика требует существования правового государства и поддерживающего его гражданского общества. Россия, богатая природными ресурсами, имеющая высокий уровень в области образования граждан и научных исследований, имеет все предпосылки для того, чтобы повернуть развитие в русло растущего благосостояния».

Господин Президент, Ваш прогноз блестяще оправдался. Россия поднимается. Впервые после долгого перерыва более половины граждан заявляют о своей поддержке верховной власти.

Несколько лет назад мы представили Вашему вниманию программу «Петербург 2003 – Европейские ворота России».

Посмотрим, как она реализуется:

Опора на научный и производственный потенциал, культурные традиции, а также слаженная работа всех горожан, предпринимателей и различных ветвей власти в Санкт-Петербурге обеспечили нам стабильность и растущее благосостояние. Реальная зарплата растет на 20-25 процентов в год, доходы – на 10-15 процентов.

Улучшается положение дел в промышленности. По итогам работы в 2000 году объемы промышленного производства увеличились: в Санкт-Петербурге на 26 процентов против 7 процентов в 1999 году. За 6 месяцев 2001 года рост составил почти 5 процентов, а в июле – 18 процентов.

Доходы бюджета выросли за четыре года на 45 процентов. В 2002 году они возрастут ещё, как минимум на 13 процентов. Бюджет у нас европейского типа, прозрачный, много лет - бездефицитный.

Наш город своевременно и в полном объеме осуществляет очередные выплаты процентов по кредитам международных финансовых организаций.

Рейтинговые агентства Fitch и Moody’s регулярно повышают долгосрочный рейтинг Петербурга.

Наш город – один из крупнейших транзитных центров России. Для развития перевозок в городе сложилась соответствующая инфраструктура – Санкт-Петербургский транспортный комплекс.

Транспортный комплекс города уже шестой год подряд находится на подъеме. По итогам 2000 года Большой порт переработал 32,1 млн. т экспортно-импортных грузов. Это на 14% больше, чем в 1999 году, и в 2 раза превышает показатели 1996 года. В этом году – 40 миллионов тонн. Темпы роста грузооборота петербургского Большого порта в 3 раза превышают аналогичные показатели всех остальных портов Балтийского моря.

В Санкт-Петербурге возникает принципиально новая структура, обладающая огромным потенциалом развития,   Большой порт Санкт-Петербурга. Он включает в себя: морской, лесной, рыбный, грузовой и пассажирский порты, причальные стенки заводов и морских баз, портово-технологические комплексы Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Импульс развитию не только Санкт-Петербурга, но и всего Северо-Запада России даст развитие сети автомобильных дорог в рамках 9-го европейского коридора.

Одним из важнейших проектов развития транспортных артерий Северной Европы является строительство Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга. Важным в рамках программы Евродорога является также развитие и реконструкция радиальных трасс «Петербург-Минск-Европа», «Петербурга-Псков-Рига-Вильнюс-Европа», «Петербург–Москва», «Петербург-Таллинн-Рига-Клайпеда-Калининград-Гданьск-Гамбург», «Петербург-Хельсинки-Стокгольм-Осло», а также улучшение условий перевозок грузов и пассажиров в черте города.

Активно развивается территория Пулково в целях создания современного аэропорта и увеличения числа авиалиний, обслуживаемых ведущими авиакомпаниями Европы и России.

Ведется активная работа по увеличению числа мест для туристов и деловых людей за счет строительства гостиниц среднего класса по Евростандарту. Администрацией был утвержден список из почти 100 участков под застройку и зданий, идущих на капитальный ремонт, на месте которых предполагается сделать гостиницы.

Основной целью программы Евроэкология является улучшение состояния городской среды за счет развития системы контроля и внедрения передовых экологически чистых технологий. Серьезное продвижение в этой сфере на лицо – введение завода по сжиганию иловых осадков, строительство Юго-Западных очистных сооружений и магистральных коллекторов, начало реконструкции полигона токсичных отходов Красный Бор.

Экспорт произведенной в Петербурге промышленной продукции ежегодно растет на 20 процентов.

За первую половину этого года внешнеторговый оборот вырос еще на 20%, причем, что очень радует, с государствами-участниками СНГ он увеличился больше чем на 40 процентов.

 

  • Увеличение инвестиций

Петербург стал регионом, где успешно отрабатываются интеграционные механизмы. Сегодня, когда западные партнеры убеждаются в стабильном и поступательном движении России и ее регионов, время расширить рамки совместной работы.

В 2000 году объем вложений зарубежного капитала в экономику Санкт-Петербурга составил 1,16 млрд. долл. (10,6% от общего объема вложений в России). 80 процентов этих средств направлялось в развитие промышленности. В этом году мы ожидаем не меньшего объема инвестиций, хотя прогнозы могут измениться в связи с событиями 11 сентября.

У нас хорошие результаты по участию западного капитала в развитии телекоммуникаций, пищеперерабатывающей промышленности, товаров народного потребления.

Но огромные возможности еще не использованы. Например, развитие городской энергетики. В нашем северном городе, где потребляется на нужды отопление порядка 10 млрд.м.куб газа в год, эффективность использования топлива и сегодня в 2-3 раза ниже скандинавских стандартов. Мы предлагаем специальные механизмы возврата вложенных в энергетические проекты средств. Реализация таких проектов поможет выполнению Киотского протокола, уменьшит парниковый эффект.

Развитие инфраструктуры кольцевой автодороги – гостиниц, сервисных станций, торговых зон – сегодня предмет интереса уже не только иностранных, но и российских инвесторов.

Завершение строительства комплекса защитных сооружений в Финском заливе и развитие Большого порта Санкт-Петербурга открывает возможности инвестирования в терминальные перегрузочные комплексы, логистические центры, промышленные проекты, связанные с переработкой грузов.

 

  • Программа ТАСИС в Петербурге.

Европейский Союз рассматривает Санкт-Петербург, а также весь российский Северо-Запад в качестве одного из наиболее перспективных регионов для технического содействия по линии ТАСИС. Учитывается возможность вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что приведет к росту торговли и потребует создания надлежащей инфраструктуры на границе.

Объем финансирования российских национальных программ с 1992 по 2000 гг. составил более миллиарда евро (1176 миллионов) Доля Санкт-Петербурга в общем объеме финансирования российской стороны в рамках ТАСИС составила 25 с половиной процентов (300 миллионов).

К сожалению, с каждым годом сокращалась доля бюджета программы ТАСИС для финансирования реального сектора российской экономики.

Приоритетное место в программах технического содействия ЕС в    настоящее   время занимает «Программа приграничного сотрудничества»  на реализацию которой ежегодно  выделяется 30 млн. евро. С 1997 года в Санкт-Петербурге  реализованы 17 малых проектов и один крупный проект – полигон токсичных отходов Красный бор (1,8 млн. евро).

Должен сказать, что сегодня за счет того, что ТАСИС помог нам на первом этапе, мы сумели подключить к проекту по Красному бору другие международные финансовые институты, а также  и правительства наших стран-соседей, которые окружают регион Балтийского моря. 

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность  Комиссии ЕС и тем международным финансовым организациям, которые  планируют выделить на завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений 51 млн. евро. Этот проект, по-моему мнению, является примером реальной европейской интеграции. Сегодня правительство Финляндии сделало свой шаг, выделив  грант на завершение строительства ЮЗОСа. Очередной шаг готово сделать правительство Швеции.  Уже в начале 2004 года в Балтику со стороны Петербурга будет поступать только очищенная вода.

Одним из приоритетных направлений программы приграничного сотрудничества является усиление координации с проектами программы ИНТЕРРЕГ, а также максимальное сближение проектов, осуществляемых по обе  стороны границы.

Нас интересуют новые проекты ЕС – «Содействие развитию инновационных малых и средних предприятий в Балтийском регионе» и «Усиление профилактики и контроля инфекционных заболеваний на Северо-Западе РФ».  В обоих проектах предпочтение отдано Санкт-Петербургу. Мы уверены в эффективном решении заложенных в проектах задач.

 

  • Петербургские приоритеты «Северного измерения»:

Задуматься о развитии отношений в Северной Европе и на Балтике заставляют годы с 2001 по 2003.

Хельсинки отпраздновал свое 450-летие, Рига – 800-летие, Стокгольм будет отмечать 750-летний юбилей в 2002 году, а Петербург - праздновать 300-летие в 2003 году.

Программа пространственного планирования «Балтийская палитра», которую мы выполняли совместно с нашими коллегами в Эстонии и Латвии, Швеции и Финляндии, вышла в финал конкурса международных проектов Ассоциации «Еврогорода». Это признание вклада всего региона в европейское сотрудничество.

Совершенно очевидно, что развитие отношений в Северной Европе включает в себя два основных момента: общую региональную программу ЕС «Северное измерение» и двусторонние отношения.

Я уже сказал о некоторых приоритетах Петербурга в сотрудничестве с ЕС, в  том числе в рамках «Северного измерения». 

Еще раз повторю - это экологические проекты.

Во-вторых, это транспортные проекты. Петербург заинтересован не только в развитии своего собственного уникального транспортного узла, но и в расширении транспортных возможностей всего региона.

Именно поэтому мы поддерживаем и считаем важной составляющей «Северного измерения» такие проекты, как развитие Штокмановского месторождения, строительство северной ветки газопровода из России, которая пройдет через Финляндию и Швецию, строительство Балтийской трубопроводной системы, развитие всего комплекса портов Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Развитие Большого порта Санкт-Петербурга предусматривает в  перспективе достижение грузооборота 60 миллионов тонн в год. В этой связи для нас исключительно важно, что в одном из главных проектов развития нашего порта – строительство Морского грузового района в поселке Бронка принимают участие такие крупные финские компании как «Фортум» и «Финнлайнз».

С точки зрения морского транспорта мы отдаем приоритеты развитию скоростного паромного пассажирского сообщения, а также установления регулярного паромного грузо-пассажирского сообщения с Калининградом и далее с портами Германии.

Скоростные пассажирские паромы на мой взгляд должны соединить Петербург с Хельсинки, Стокгольмом, Таллином, Ригой и обеспечить максимально быстрое и комфортное передвижение пассажиров, среди которых будут как туристы, так и деловые люди.

Думаю, что пора приступать к модернизации железнодорожных сетей, связывающих нас с Эстонией, Латвией, Литвой, Финляндией и центральными регионами России.

Еще одним приоритетом является развитие промышленного производства. При этом мы полагаем, что наиболее разумным является гармоничное развитие традиционных отраслей, - для Петербурга это прежде всего пищевая, машиностроительная, судостроительная, легкая промышленность, и высоких технологий, связанных с быстрым развитием телекоммуникаций, а также новых биотехнологий, связанных с жизнью и здоровьем человека. И здесь мы всегда подчеркиваем, что этот раздел программы «Северное измерение Европейского Союза» пока наиболее слаб и ему не уделяется достаточного внимания.

Еще одно направление, приоритетное в развитии «Северного измерения», это развитие туризма. Я хотел бы предложить вам довольно интересную точку зрения на наше историческое прошлое.

Мы должны рассматривать его не только как аргумент в политических спорах, но прежде всего, как аргумент, привлекающий все больше и больше туристов. В этом плане я совсем недавно приводил в Риге Финляндию в пример, как страну, сохранившую для туристов много объектов, связанных с историей царской фамилии в России. Я имею в виду знаменитую дачу Александра III в Лангенкоски, памятник Александру II в Хельсинки и многое другое.

Со своей стороны мы считаем, что реставрируемая сейчас церковь на Конюшенной площади, старостой православного прихода которого был лютеранин Маннергейм, также привлечет дополнительное число туристов в наш город.

Кроме того, мы безусловно поддерживаем развитие таких крупных туристических маршрутов, как Королевская дорога, включающая в себя посещение старинного Або-Турку и Старой Ладоги и Санкт-Петербурга, Выборга и многие другие. Особенное внимание, я думаю, что нам сам Бог велел этим заниматься, нужно оказывать развитию морского туризма.

Многие ресурсы и возможности развития, о которых шла речь, могут стать доступными Европе только через сотрудничество с российским Северо-Западом. Делать это надо продуманно, цивилизованно, соизмеряя национальные и транснациональные интересы.

Заключение

Позволю еще раз привести слова Владимира Владимировича Путина из его интервью газете «Хельсингин саномат» - «Все наши действия направлены сейчас и будут направлены в будущем на то, чтобы никаких разделительных линий в Европе не было».

Я много раз приводил ту же мысль в своих выступлениях, что нам не нужны никакие разграничительные линии - маастрихтские, беловежские или шенгенские. Мы должны создавать единое пространство в интересах людей, населяющих берега Балтийского моря и Европу в целом.

Мы уже сейчас видим конкретные материальные примеры постепенного воссоздания этого единого пространства и в сфере экономики и в сфере культуры: восстановление в Риге конной статуи Петра I, в эстонской Нарве – установка памятника Пушкину, мемориальные мероприятия в Петербурге, связанные с такими видными деятелями Балтийского региона, как германский канцлер Бисмарк и российский генерал, а затем Президент Финляндии Маннергейм.

Примером возрождающегося единства служит и то, что в эти юбилейные для Петербурга годы мы одновременно празднуем 300-летие основания Петром Великим Петербурга, 700-летие маленькой шведской крепостицы Ландскрона и 1250-летие первой столицы древней Руси - города Ладога, где княжил Рюрик.

Я надеюсь, что Третье заседание Балтийского Форума Развития внесёт свой вклад в укрепление Европейского и Балтийского единства, в развитие отношений России с соседними государствами.