Участие Северо-Запада России в сотрудничестве в области пространственного планирования в регионе Балтийского моря.

 

Краткий комментарий, подготовленный руководителем исследовательского отдела Леотьевского центра Одинг Н.Ю. по результатам работы круглого стола в рамках

встречи представителей регионов Северо-Запада России и представителей VASAB
(21 июня 2002 г., Санкт-Петербург).

Цель встречи  - обсудить основные проблемы участия Северо-Запада в сотрудничестве в сфере пространственного планирования в регионе Балтийского моря. Содержание дискуссии составило обсуждение практики участия регионов в сотрудничестве в проектах пространственного развития, а также оценка опыта регионов в этой сфере и определение перспектив дальнейшего сотрудничества.

 

В настоящее время регион Балтийского моря объединяет такие наиболее стабильные в экономическом и социальном отношении страны Западной Европы как ФРГ, Финляндия, Швеция, Дания; а также Россию, имеющую непосредственную границу с Европейским Союзом только в Балтийском регионе, и страны Балтии и Польшу, стремящиеся войти в Европейское сообщество,  но не обладающие пока для этого необходимыми экономическими и социальными качествами, в частности, не имеющие ещё достаточно развитую пространственную инфраструктуру.

 

Произошедшие изменения во многом способствовали повышению значения этого региона в Европе и вызвали необходимость более тщательного изучения проблем его устойчивого пространственного развития, активно осуществляемого, прежде всего, со стороны Европейского Союза, которым разработана общая стратегия развития региона Балтийского моря VASAB 2010 и VASAB 2010 Плюс. В рамках этой концепции вопросам, определяющим сотрудничество стран Балтийского моря в области выработки единой пространственной стратегии регионального развития, уделяется огромное внимание. Главная задача такого сотрудничества заключается в содействии регионально сбалансированному устойчивому развитию и обеспечению территориальной интеграции этих стран.

 

В настоящее время наблюдается активизация процесса сотрудничества в РБм. Это связано с деятельностью в рамках различных инициатив и мероприятий, в частности, таких как «Северное Измерение» ЕС. В то же время участники встречи 21 июня отмечают, что «Северное Измерение» – это пока еще нереализованный шанс реального сотрудничества: в большинстве областей, (энергетика, транспорт), определяемых  документами ЕС как приоритетные для «Северного измерения»,  ничего нового не появилось.

 

Продолжение существующей практики может привести к усилению уже сейчас четко различимого разделения региона Балтийского моря на активную Западную и пассивную Восточную части. Этот процесс может быть в дальнейшем усилен за счет расширения ЕС. С другой стороны (как, например, подчеркивается CBSS), расширение ЕС может обеспечить перспективы для территорий, находящихся вдоль будущих внешних границ ЕС в регионе Балтийского моря при условии, что российские регионы сумеют использовать этот шанс.

Для того чтобы «Северное измерение» оправдало высокие цели и надежды, которые возлагались, предстоит еще совместно и ЕС, и России, и другим партнерам по "Северному измерению" решить немало проблем, отойти от ритуальных фраз, осознать истинное положение дел и найти пути решений - не на бумаге, а на практике. В частности,  десятилетний опыт приграничного сотрудничества Республики Карелия и сопредельных территорий Восточной Финляндии, двухлетний опыт реализации такого проекта как Еврорегион Карелия убеждают в том, что проектное содержание стратегии "Северное измерение" может быть гораздо богаче и привлекательнее для инвесторов, если удается преодолеть устаревшие стереотипы о государственных границах как разделительных линиях. Такой же опыт есть и у Ленинградской области. Важно понять, что включение субрегионального потенциала, особенно приграничных территорий, в "Северное измерение" путем целенаправленного подбора малых и средних инфраструктурных, экономических, природоохранных, образовательных и культурных совместных проектов будет означать переход к устойчивому развитию, снижению рисков. А значит, выиграет, в конечном счете, вся Северная Европа.

Оценка  практики реализации «Северного измерения» и перспектив дальнейшего развития была обобщена в  книге В.А. Шлямина «Россия в «Северном измерении», представленной автором  участникам встречи.

С самого начала встречи было подчеркнуто, что ЕС ждет инициатив от России, т.к. предстоит «новый подход на основе диалога». Существует уверенность, что одним из самых важных направлений поступательного движения на Северо-западе России должно стать систематическое расширение публичности проблематики пространственного планирования. Самое существенное – это сделать саму проблематику предельно ясной для любых заинтересованных лиц; ввести регулярный мониторинг состояния, решений и результатов их реализации; привлечь внимание и широкой публики, и профессионалов пространственного планирования и бизнеса; сделать цели, задачи, инструментарий пространственного планирования предметом активного обсуждения. Интерес Европы к пространственной проблематике России может быть как практическим, так и методологическим: новый специфический полигон заставит совершенствовать и теоретический и прикладной инструментарий пространственного планирования.

Представители VASAB (Я.Зауха) осветили основную цель и методы пространственного планирования, а также фактическое положение  с проектными заявками (на финансирование по Европейской программе Interreg III B) с участием России (М.Плиска), которое свидетельствует о взаимном интересе к продолжению сотрудничества: 11 заявок с участием России, из них 6 обратились в TACIS за софинансированием. Представители регионов были проинформированы о возможностях софинансирования в TACIS СBС  в рамках нового регламента TACIS в России.

В последние годы целый ряд крупных международных проектов на российском Северо-Западе разработан под эгидой Европейского Союза.

«Зона развития Южная Финляндия - Санкт-Петербург (Карельский перешеек)» (1997 год), выполненный в рамках более крупного проекта “Развитие региональной структуры приграничных территорий России и Финляндии”. Создан общий генеральный план, составлен перечень актуальных проектов с точки зрения региональной структуры и экономического развития.

«Совместный проект Е-18» (2001 год), целью которого является обеспечение комплексного развития международной транспортной магистрали Е-18 Осло – Стокгольм – Хельсинки - Санкт-Петербург за счёт развития методов совмещения функционирующей транспортной магистрали и устойчивого экологического, социального и экономического прогресса, поддерживающего уравновешенную региональную структуру.

«Пространственное планирование зоны влияния трассы Е-18 на участке Торфяновка – Выборг» (2001 год) - пилотный российский проект «Совместного проекта Е-18». Даны конкретные предложения по пространственному развитию территории вдоль первого российского участка трассы Е-18. Проект призван служить модельным проектом для всей трассы Е-18 на территории России.

«Изменения в градостроительной структуре Выборга в связи со строительством транспортного обхода города на трассе Е-18». (2000 год). Выявлены градостроительные проблемы, которые могут возникнуть в связи со строительством обхода, разработана методология решения задач, которая может быть использована и в других городах, расположенных на трассах крупных международных транспортных коридоров.

«Коридор развития Центральный Север - Санкт-Петербург» (2000 год), основной целью которого является развитие контактов и сотрудничества с учётом общих стратегических интересов в различных видах деятельности на территории коридора, который тянется от Тронхейма (Норвегия), через Швецию, Финляндию до ленинградской области и Санкт-Петербурга.

«Усиление синергии. Единая стратегическая политика для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте Северо-Западного региона России» (2000 год). Проект Tacis, в котором значительное внимание было уделено вопросам устойчивого пространственного развития региона, учитывающего интересы как Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области.

Применительно к Северо-Западу России, специфика проблем пространственного развития состоит в следующем:

  • Дефекты постсоциалистического расселения («размещения производительных сил»), теперь лишенного специфического социально-экономического базиса;  городские районы, построенные при социализме однообразны, морально и физически устарели, дороги в ремонте и эксплуатации.

  • Существенная ориентация экономики макрорегиона на сырьевые, добывающие отрасли, что связано с соответствующим человеческим и техническим потенциалом и затрудняет переход к постиндустриальной фазе развития.

  • Низкая (и снижающаяся) плотность населения, которая делает проблематичной полноценное будущее некоторых территорий.

  • Преобладающая общественная собственность на недвижимость – даже в Санкт-Петербурге более 90% земли и строений находятся еще в государственной или муниципальной собственности.

  • Сильнейшие, давно неизвестные странам Европы контрасты между экономиками регионов и слоев населения.

  • Неблагоприятное экологическое состояние, особенно крупных городов, которые все еще – на фоне западных аналогов – перегружены промышленностью и автотранспортом, не соответствующим мировым экологическим стандартам.

В недавно опубликованных «Основных направлениях стратегии для Северо-Запада»   рассмотрено развитие Северо-Запада в качестве единого экономического пространства (в некотором смысле – на восстановление единства, существовавшего в советское время), которое должно являться органической составной частью единого экономического пространства России. Рассматриваются пути интеграции научно-технического и производственного потенциалов субъектов Федерации Северо-запада, создание стабильных локальных рынков, реализация взаимовыгодных межрегиональных проектов, которые способны дать не простое сложение  ресурсов, а новое качество их использования за счёт мультипликативного эффекта. Исходя из этого, упор в проекте делается на создание экономических, социальных, управленческих механизмов, которые позволяют интегрировать ресурсы самих регионов. Подчеркивается особое значение для развития округа человеческого потенциала и установки на передовые, инновационные технологии. Проект предварительно одобрен главами регионов и в настоящее время проходит стадию согласования.

 

Рассматривая опыт сотрудничества России с Европейским союзом, представители регионов определили новые условия и вызовы предстоящего периода для Северо-Запада:

 

  • Cеверо-Запад России – это пока еще не экономическое, а политическое понятие в России. Реальная экономическая интеграция – дело ближайшего будущего, с использованием возможностей, предоставляемых Программой INTERREG III B.

  • Диспаритет в региональном развитии, разная степень вовлечения регионов в INTERREG, нехватка инициатив с обеих сторон.

  • Опасность получить активную западную и пассивную восточную части балтийского пространства

  • Расширение ЕС обеспечит перспективы для территорий, находящихся вдоль будущих внешних границ

  • Потребность регионов Северо-Запада в сотрудничестве сформировалась, должна быть актуализирована

  • Программа INTERREG III B – новый инструмент сотрудничества

  • Нужен активный диалог на основе новых идей и приоритетов

  • Успешное продвижение "Северного измерения" возможно только при условии использования потенциала субрегионального и приграничного сотрудничества

II  Оценка практики сотрудничества

Регионы Северо-Запада вступают в новый период сотрудничества в области пространственного планирования, имея определенный опыт и  предпосылки для более активного участия российских регионов в проектах INTERREG III B. Однако российское участие в INTERREG в предыдущие годы едва ли можно назвать удовлетворительным.

Из 45 проектов INTERREG II C российские регионы участвовали всего в 15, в значительной степени благодаря  финансированию со стороны партнеров по линии ЕС (финансирование российского участия из средств Interreg не является возможным). Российским партнерам удалось внести незначительный (по сравнению с общими бюджетами соответствующих проектов) финансовый вклад всего в три проекта INTERREG II C.

Весь предшествующий опыт рассмотрен и обобщен  в выступлениях представителей регионов. (Приложение). Наиболее успешными стали проекты «BALTIC PALETTE» (Балтийская Палитра), в котором были рассмотрены проблемы устойчивого пространственного развития пяти крупнейших метрополий Балтийского региона (Стокгольм, Хельсинки, Санкт-Петербург, Таллинн, Рига), а  также USUN, создавший информационную и методическую основу для вовлечения в сотрудничество городов среднего и малого размера. Следующая инициатива INTERREG III направлена на усиление экономической и социальной согласованности в ЕС за счет развития приграничного, транснационального и межрегионального сотрудничества и сбалансированного развития европейской территории. Поэтому требуется осмысление и оценка  опыта и перспектив участия регионов Северо-Запада в проектах сотрудничества в сфере пространственного планирования. Полноценный диалог возможен только на основе предшествующего опыта и разработки приоритетов регионального развития.

Санкт-Петербург принял участие (при поддержке PHARE/TACIS SPF) в проектах USUN,  BALTIC PALETTE, MATROS. В результате участия местных экспертов в этих проектах получен уникальный опыт взаимодействия в вопросах пространственного развития, создана сеть экспертных организаций, сообщество государств и народов региона Балтийского моря было проинформировано о прогрессе и проблемах регионального развития на современном этапе. Кроме этого, были выявлены актуальные потребности текущего развития и возможные направления дальнейшего сотрудничества. Псковская область проявляет интерес к приграничному сотрудничеству, представив  проект создания ЕВРОРЕГИОНОВ, цель которого - обеспечение устойчивого и сбалансированного развития приграничных территорий в Эстонии, Латвии  и России (Псковская область) путем объединения усилий и координации деятельности региональных властей, органов местного самоуправления. Архангельская область, высоко оценив опыт в рамках  Barentz cooperation, обозначила приоритеты дальнейшего  сотрудничества, включающего энергетику, коммуникации, экологию, культуру, туризм, сохранение природного и культурного наследия. Новгородская область, выявившая в предшествующий период приоритеты в сфере развития туризма, малого бизнеса, логистики, коммуникаций,  активно вовлечена в сотрудничество Interreg IIIA  и InterregIIIB. Вологодская область 

намерена использовать возможности, предоставляемые  на новом этапе сотрудничества в сфере культуры, особо охраняемых территорий, развития туризма и коммуникаций. Ленинградская область особо отметила важность развития сотрудничества в сфере туризма, культуры, малого бизнеса, сельских районов, малых и средних городов. Особо был отмечен и оценен опыт Республики Карелия, участвовавшей в  60 проектах и получившей  положительные стимулы для дальнейшего участия. Проектные идеи, представленные от Карелии, являются во многом продолжением и развитием предшествующих и закончившихся проектов, находящихся в русле регионального развития.

Обобщая опыт совместной деятельности в проектах пространственного развития, регионы Северо-Запада определили актуальные проблемы обеспечения устойчивого пространственного развития республик, областей и городов России в пределах региона Балтийского и Баренцова морей на новом этапе международного сотрудничества.

К ним  следует отнести следующее:

  • Недостаточность в России информации по проблемам устойчивого развития, включая информацию об имеющемся международном опыте, что приводит к отсутствию у большинства населения, включая представителей органов власти всех уровней, ясного понимания целей, задач и методов устойчивого развития.

  • Отсутствие в России инфраструктуры и механизмов управления устойчивым развитием территории Балтийского региона, прежде всего Ленинградской области и Санкт-Петербурга, что значительно затрудняет сотрудничество с другими странами Балтийского моря в области выработки единой пространственной стратегии регионального развития этой части Европы.

  • Недостаточность в последние годы у российской стороны средств на разработку и реализацию проектов устойчивого пространственного развития, что в значительной степени снижает возможность реального учёта интересов России в разрабатываемых международных проектах. Недооценка значения этих проектов со стороны соответствующих региональных и федеральных органов может привести к серьёзным ошибкам при выборе стратегических направлений развития территории и населённых пунктов.

  • Недостаточная координация деятельности международных программ и фондов, финансирующих проекты пространственного развития, в частности, Interreg II C, Phare, Tacis, Ecos-Uverture и др.

  • Недостаточная координация между различными международными проектами, осуществляемыми на территории стран Балтийского региона, в первую очередь на территории России.

Главным позитивным итогом предыдущего этапа сотрудничества для всех регионов стало то, что в этом направлении были предприняты реальные важные шаги:

 

  • Помимо участия отдельных регионов в проектах, почти все российские регионы выработали свои стратегические документы.

  • Выявленные приоритеты пространственного развития регионов лежат в русле концепций и приоритетов для шести ключевых тем VASAB, в частности: стратегическое развитие, природные  и культурные территории, прибрежные   территории, транспортные связи, сельские территории, экология.

  • Кроме этого, потребность в координировании усилий регионов Северо-Запада получила организационное оформление: в 2001 году был учрежден Российский Национальный Суб-комитет программы Interreg III B (РНСК Interreg III B).

В РНСК Interreg III B входят политики и чиновники, ответственные за пространственное планирование и региональное развитие Северо-Запада России. Основной целью РНСК является обсуждение возможности реализации этих стратегических документов посредством транснационального сотрудничества в РБм. Этот Комитет занимается обсуждением российских интересов и приоритетов в отношении различных проектных заявок INTERREG III B.

 

Работа РНСК позволила выявить первоочередные потребности регионов Северо-Запада, обеспечение которых может стать частью международного сотрудничества. В частности:

 

  • ответственные за региональное развитие нуждаются в обучении современным методам планирования и создания программ,

  • необходимо изучить наиболее важные пан-Балтийские стратегические документы и концепции, встречаться со специалистами в области планирования из других регионов Балтийского моря с целью восприятия их опыта,

  • требуется обучение в ходе реализации стратегических документов,     концептуализации и развития проектной идеи вплоть до стадии реализации.

  • РНСК INTERREG III B необходима помощь в форме укрепления институционального потенциала региональных и местных органов власти Северо-Запада России в отношении участия в совместных проектах региона Балтийского моря.

  • Дальнейшая деятельность РНСК обусловлена развитием проекта East-West Forum, который будет постоянно стимулировать и улучшать процесс вовлечения регионов Северо-Запада в сотрудничество по проектам пространственного планирования в регионе Балтийского моря.