Проект «East-West Forum for sustainable development in the Baltic Sea Region Форум Восток- Запад: устойчивое развитие региона Балтийского моря»)

Краткая справка

 

Сотрудничество в регионе Балтийского моря: постановка проблемы.

Регион Балтийского моря объединяет такие наиболее стабильные в экономическом и социальном отношении страны Западной Европы как ФРГ, Финляндия, Швеция, Дания; а также Россию (Северо-Запад), имеющую непосредственную границу с Европейским Союзом только в Балтийском регионе, и страны Балтии и Польшу.  За последнее время достигнуты существенные результаты в укреплении международных связей регионов Северо-Запада, степени их интегрированности в программы ЕС, развитии внешнеэкономической деятельности. Международное сотрудничество с территориальными образованиями и властями зарубежных государств становится все более весомым фактором в формировании системы взаимоотношений России со странами Европы и региона Балтийского моря в экономической, гуманитарной, научной и культурной областях.   Произошедшие изменения во многом способствовали повышению значения региона Северо-Запада России в Европе и вызвали необходимость более тщательного изучения проблем его устойчивого пространственного развития со стороны России и Европейского Союза. Последним инициированы и разработаны ряд программ и документов,  направленных на укрепление и развитие сотрудничества. Комитетом по пространственному развитию в регионе Балтийского моря (CSD/BSR) VASAB 2010 (Vision and Strategies around the Baltic Sea 2010) за последние 10 лет были подготовлены общие стратегии развития региона Балтийского моря VASAB 2010 (1994 г.) и VASAB 2010 Плюс (2001 .)  В рамках этой стратегии вопросам, определяющим сотрудничество стран Балтийского моря в области выработки единой пространственной стратегии регионального развития, уделяется огромное внимание. Главная задача такого сотрудничества заключается в содействии регионально сбалансированному устойчивому развитию и обеспечению территориальной интеграции этих стран. Более подробную информацию о деятельности  CSD/BSR VASAB 2010 см. в брошюре «Висмарская Декаларация и VASAB 2010 +»). ЕС предложил  программу «Северное Измерение», в которой значительное внимание уделяется Северо-Западу России.  Особое значение имеет Инициатива ЕС по транснациональному сотрудничеству  в области пространственного и регионального развития – Программа региона Балтийского моря  BSR Interreg III B, нацеленная на международное сотрудничество, способствующее интеграции и гармонизации территории ЕС. Приоритетными направлениями Программы BSR Interreg III B являются:

  1. развитие стратегий пространственного планирования

  2. развитие территориальных структур, поддерживающих устойчивое развитие в регионе Балтийского моря

  3. развитие институционализма, усиление международного пространственного планирования

  4. техническое содействие развитию международного сотрудничества

(Более подробную информацию о программе BSR Interreg III B см. в буклете « Программа региона Балтийского моря Interreg III B» и в брошюре  «Европейская инициатива программа Interreg III B  для региона Балтийского моря: краткий путеводитель для российских партнеров»).

 

В настоящее время регионы Северо-Запада вступают в новый период сотрудничества в области пространственного планирования, имея определенный опыт и  предпосылки для более активного участия российских регионов в проектах транснационального сотрудничества, в частности, в проектах программы BSR INTERREG III B. Однако, российское участие в INTERREG в предыдущие годы едва ли можно назвать удовлетворительным. Так, из 45 проектов INTERREG II C российские регионы участвовали всего в 15, в значительной степени благодаря  финансированию со стороны партнеров по линии ЕС (финансирование российского участия из средств Interreg не является возможным и должно осуществляться из средств программы Tacis и национальных источников). Российским партнерам удалось внести незначительный (по сравнению с общими бюджетами соответствующих проектов) финансовый вклад всего в три проекта INTERREG II C. Все эти годы России принадлежала пассивная роль – ее регионы приглашались европейскими партнерами к участию в проектах. Их выбор для России носит зачастую случайный характер.

 

Продолжение существующей практики может привести к усилению уже сейчас четко различимого разделения региона Балтийского моря на активную Западную и пассивную Восточную части. Этот процесс может быть в дальнейшем усилен за счет расширения ЕС. С другой стороны (как, например, подчеркивается CBSS), расширение ЕС может обеспечить перспективы для территорий, находящихся вдоль будущих внешних границ ЕС в регионе Балтийского моря при условии, что российские регионы сумеют использовать этот шанс.

 

Учитывая опыт сотрудничества в 90-х годах, стало ясно, что более активному и осмысленному вовлечению регионов Северо-Запада России в транснациональное сотрудничество препятствуют ряд проблем. К ним  следует отнести следующие:

Внутренние проблемы:

  • отсутствие общей согласованной политики регионов Северо-Запада относительно участия в проектах ЕС и Балтийского региона

  • отсутствие регулярного и систематического информационного обмена между региона Северо-Запада России относительно сотрудничества со странами ЕС (а также отсутствие информационного обмена между самими регионами и федеральным центром)

  • недостаточный уровень информированности России по проблемам устойчивого пространственного развития, включая информацию об имеющемся международном опыте, что приводит к отсутствию у большинства населения, включая представителей органов власти всех уровней, ясного понимания целей, задач и методов пространственного  развития.

  • низкий уровень институциональной готовности внутри российских регионов к транснациональному сотрудничеству (государственные служащие, ответственные за региональное развитие, все еще нуждаются в обучении современным методам планирования и создания программ (programming), базирующихся на основе принципов устойчивости и субсидиарности, им необходимо изучить наиболее важные пан-Балтийские стратегические документы и концепции, встречаться со специалистами в области планирования из других регионов РБм с целью восприятия их опыта),

  • недостаточная степень сотрудничества между различными стейк-холдерами как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (отсутствие опыта сотрудничества, нехватка современных средств быстрого профессионального общения),

  • нехватка опыта по проектам, основанным на реализации существующих стратегических документов, опыта концептуализации и развития проектной идеи вплоть до стадии реализации,

  • недостаточное знание преимуществ и недостатков потенциальных партнеров, а также их проблем,

  • недостаточное понимание политическими деятелями возможности реализации существующих международных и российских стратегических документов на проектной основе.

  • недостаточность в последние годы у российской стороны средств на разработку и реализацию проектов устойчивого пространственного развития, что в значительной степени снижает возможность реального учёта интересов России в разрабатываемых международных проектах. Недооценка значения этих проектов со стороны соответствующих региональных и федеральных органов может привести к серьёзным ошибкам при выборе стратегических направлений развития территории и населённых пунктов.

Внешние проблемы:

  • отсутствие информации на русском языке об основных процедурах и правилах ЕС, программах ЕС и их приоритетов, что в свою очередь приводит в потере времени, инициативы

  • недостаточная координация деятельности международных программ и фондов, финансирующих проекты пространственного развития, в частности, Interreg II C, Phare, Tacis, Ecos-Uverture и др.

  • недостаточная координация между различными международными проектами, осуществляемыми на территории стран Балтийского региона, в первую очередь на территории России.

Стало очевидно, что для решения проблем необходимо предпринять конкретные меры:

  • разработка национальной стратегии (и стратегии Северо-Западного региона) сотрудничества в Балтийском регионе

  • инициирование обучающих программ (для государственных служащий,  политических деятелей  местного и регионального уровня, экспертов), знакомящих со спецификой процедур и правил ЕС, программ ЕС и  приоритетов, возможных финансовых механизмов участия

  • перевод основных документов ЕС на русский язык

  • создание Северо-Западного информационного центра по сотрудничеству в Балтийском регионе (на первой стадии может быть создан общий Интернет сервер)

  • инициирование информационного обмена Российских регионов об опыте сотрудничества регионов Северо-Запада со странами ЕС через обучающие программы, конференции, семинары, публикации

  • осуществление некоторых  возможных шагов  для координации и состыковки программ Interreg и Tacis. Анализ  ситуации  с иными источниками финансирования

Для решения этих проблем  российской и европейской сторонами предпринимались некоторые практические шаги.

 

Представители России привлекались к работе при написании программного документа программы ЕС BSR Interreg III B на период 2000-2006 гг.

 

В 2001 году к участию в управляющих органах (Управляющий и Наблюдательный комитеты) программы ЕС BSR Interreg III B были приглашены представители стран, не являющихся членами ЕС. В настоящее время от федеральных органов власти России в состав Наблюдательного комитета входит Ганеева Светлана Валерьевна, Руководитель Департамента взаимодействия с международными финансовыми и экономическими организациями Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

 

Представители России принимали участие в подготовке документа VASAB 2010 Plus и Висмарской Декларации.

 

Одним из шагов, создавших новый импульс для укрепления и развития транснационального сотрудничества,  был международный семинар «Межрегиональное сотрудничество в регионе Балтийского моря: новые возможности для участия Северо-Запада России», который состоялся в мае 2001 года. Основной целью семинара было содействие сотрудничеству с регионами Северо-Запада России через генерацию совместных проектов в рамках новой фазы транснациональной программы  ЕС BSR Interreg III B. Основными задачами семинара были

  • усилить понимание европейских пространственных и региональных программ и стратегию VASAB 2010 Plus российскими партнерами

  • расширить знания потенциальных партнеров по проектам относительно задач и процедур программа BSR Interreg III B

  • информировать относительно возможностей и путей вовлечения российских регионов в программу BSR Interreg III B

Одним из практических результатов семинара стало создание Российского национального суб-комитета программы BSR Interreg III B [1](РНСК), имеющего консультирующий (advisory) статус,  деятельность которого нацелена на обеспечение вовлечения властей регионального и местного уровней, ответственных за региональное и местное развитие и пространственное планирование, а также вовлечения экономических и социальных партнеров и неправительственных организаций в транснациональное сотрудничество  в рамках программы BSR Interreg IIIB (Более подробно с материалами и результатами деятельности РНСК можно ознакомиться на сайте РНСК, который был создан для обеспечения коммуникаций и взаимной информированности между членами РНСК и европейскими партнерами.  Internet адрес: http://leontief.ru/rnsc)(приложение – буклет о РНСК на английском языке).

 

Задачами Российского национального суб-комитета являются
  1. генерирование проектных идей для осуществления сотрудничества в рамках программы BSR Interreg IIIB  регионов Северо-Запада России;

  2. рассмотрение предлагаемых регионами Северо-Запада проектных идей с учетом стратегических целей развития Северо-Запада России;

  3. мониторинг осуществления проектов  сотрудничества с участием регионов Северо-Запада в рамках программы BSR Interreg IIIB  ;

  4. рассмотрение вопросов возможностей финансирования проектов из различных источников;

  5. взаимодействие с Управляющим органом/Объединенным секретариатом BSR Interreg IIIB  по поводу формирования проектных идей, поиска источников финансирования российской стороны, поиска партнеров для проектов, мониторинга осуществления проектов  , получения информации от секретариата о приглашении к подаче заявок, о результатах  конкурсов, др.

  6. информирование регионов Северо-Запада о результатах взаимодействия  с секретариатом.

  7. взаимодействие с CSD BSR VASAB 2010 , офисами TACIS, TACIS CBC и другими профильными структурами.

В состав  РНСК входят: постоянные члены (представители регионов Северо-Запада России - Архангельской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, Республики Карелия, Санкт-Петербурга, представители региональных и муниципальных властей, учреждений науки, общественных и негосударственных организаций, консультационных фирм, представитель Ассоциации Северо-Запад и др.), наблюдатели (представители федеральных органов власти (министерств, в компетенцию которых входят вопросы международного сотрудничества субъектов Федерации в области пространственного развития и финансирования по линии Tacis; федеральных органов власти, расположенных на территории Северо-Запада, представители некоммерческих организаций Северо-Запада: научных, консультационных и негосударственных организаций, ведущих работы по  пространственному развитию Северо-Запада (Центр стратегических разработок «Северо-Запад», МЦСЭИ «Леонтьевский центр»), технических офисов Tacis и Tacis CBC).

 

Работой РНСК руководят 2 со-председателя, которые избираются из числа представителей администраций регионов Северо-Запада на срок 1 год на условиях ротации. Сопредседатели РНСК направляются в качестве членов от Российской Федерации в SC и MC программы BSR Interreg IIIB.  Техническое содействие председателю оказывается  ответственным секретарем

 

С 2001 РНСК работой РНСК руководят 2 со-председателя:

  • Авдеев Кирилл Валентинович, Начальник Управления внешнеэкономического сотрудничества Комитета по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга

  • Нарышкин Сергей Евгеньевич, Председатель Комитета по внешнеэкономической деятельности и международным связям, Правительство Ленинградской области

С 2003 года РНСК должны возглавить представители двух регионов – Республики Карелия и Архангельской области.

 

С 2001 года ответственным секретарем РНСК является Президент Леонтьевского центра Карелина И.А..  Леонтьевский центр выполняет функции секретариата РНКС.

  

Проект «Форум Восток- Запад: устойчивое развитие региона Балтийского моря» был инициирован в 2001 году Леонтьевским центром, обладающим большим опытом участия в работе CSD/BSR программы VASAB 2010 и программы BSR Interreg IIIB, для установления и  развития диалога между странами региона Балтийского моря и регионами Северо-Запада России, а также для осуществления поддержки деятельности РНСК.

Форум будет функционировать в качестве своеобразной арены для обмена знаниями и опытом в сфере пространственного и регионального (устойчивого) развития с целью развития партнерства и повышения возможностей для сотрудничества и взаимодействия между региональными органами власти Северо-Запада и стран региона Балтийского моря.

 

Основные цели проекта:

  • Усилить вовлечение России в решение проблем пространственного развития региона Балтийского моря

  • Способствовать лучшей реализации Программы Действий ЕС Северного Измерения (Northern Dimension Action programme of EU) в интересах развития регионов Северо-Запада и России в целом,

  • Дать новый экономический стимул развитию северо-западной части России за счет активизации личных (face to face) международных контактов представителей местного и регионального уровня в рамках конкретного проекта,

  • Усилить вовлеченность лиц, принимающих решения на российском региональном и местном уровнях, к изменению их методов организации сотрудничества  (ориентация на финансовый инжиниринг, получение внешних грантов, изобретательство/ концептуализацию и создание транснациональных проектов).

  • Гарантировать вовлечение Северо-Запада России в экономическое и социальное развитие региона Балтийского моря,

  • Способствовать созданию более позитивного отношения жителей Северо-Запада России к процессу расширения ЕС, способствовать более ясному присутствию ЕС в РБм.

Целевая группа проекта представлена профессионалами (государственными служащими (чиновниками), политическими деятелями регионального и местного уровня Северо-Запада России, экспертами, представителями консультационных центров Северо-Запада России, оказывающими помощь государственным служащим и политическим деятелям в разработке и реализации проектов трансграничного сотрудничества.

 

Основные мероприятия по формированию и реализации проекта.

 

Проектная идея была представлена на Форумах Поиска Партнеров программы BSR Interreg IIIB, на заседаниях Комитета по пространственному планированию региона Балтийского моря программы VASAB 2010, на заседаниях РНСК, передана Совершаевой Л.П., первому заместителю Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, Ганеевой С.В.,  руководителю Департамента взаимодействия с международными финансовыми и экономическими организациями Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Медведевой И.А., заместителю начальника отдела международной технической помощи Департамента взаимодействия с международными финансовыми и экономическими организациями Министерства экономического развития и торговли РФ.

 

21 июня 2002 года в г. Пушкине состоялось второе заседание Российского национального суб-комитета программы BSR Interreg IIIB, на котором был представлен и рассмотрен проект заявки в Tacis «Форум Восток- Запад: устойчивое развитие региона Балтийского моря». Членами РНСК была признана необходимость и актуальность работы в рамках Форума "Восток-Запад".  Представители регионов Северо-Запада выразили готовность участвовать в подготовке и подаче совместных заявок в TACIS Micro и в TACIS CBC SPF. А также отметили необходимость обратиться в CSD VASAB 2010 с просьбой о политической и финансовой поддержке проекта в целом и его составных частей в форме проектных заявок в программы TACIS и Interreg, о помощи в подборе партнеров для подачи заявок и для осуществления проекта, о личном участии членов CSD в мероприятиях Форума.

 

Проект  получил поддержку со стороны членов CSD/BSR программы VASAB 2010, был признан соответствующим основным положениям Висмарской Декларации (Висмарская Декларация о стратегии межнационального пространственного планирования и развития Балтийского региона до 2010 года была принята на пятой конференции министров по делам пространственного планирования и развития в регионе Балтийского моря 21 сентября 2001 года в Висмаре,  определяет основные требования, направления, приоритеты стратегии VASAB 2010) и объявлен одним из приоритетных направлений деятельности программы VASAB 2010+.

В 2002 году Министрам, ответственным за пространственное планирование в странах региона Балтийского моря, было направлено письмо председателя Комитета по пространственному планированию региона Балтийского моря программы VASAB 2010 госпожи Юла Коски (Mrs. Ulla Koski) в поддержку проекта «Форум Восток- Запад: устойчивое развитие региона Балтийского моря» (см.  приложение 4).

 

Проект «Форум Восток- Запад: устойчивое развитие региона Балтийского моря» является макропроектом, состоящим из ряда суб-проектов, включая

  • разработку национальной стратегии (и стратегии Северо-Западного региона) сотрудничества в Балтийском регионе

  • инициирование обучающих программ (для государственных служащий,  политических деятелей  местного и регионального уровня, экспертов), знакомящих со спецификой процедур и правил ЕС, программ ЕС и  приоритетов, возможных финансовых механизмов участия

  • перевод основных документов ЕС на русский язык

  • создание Северо-Западного информационного центра по сотрудничеству в Балтийском регионе (на первой стадии может быть создан общий Интернет сервер)

  • инициирование информационного обмена Российских регионов об опыте сотрудничества регионов Северо-Запада со странами ЕС через обучающие программы, конференции, семинары, публикации

  • осуществление некоторых  возможных шагов  для координации и состыковки программ Interreg и Tacis. Анализ  ситуации  с иными источниками финансирования.

В настоящее время уже  ведется работа по суб-проекту «Обзор действующей системы пространственного планирования в России совместно с центром пространственного планирования “ Nordregio”(Швеция).  При финансовой поддержке Секретариата  программы BSR Interreg III B  создан Интернет-сайт «Российский национальный суб-комитет программы BSR Interreg III B» на русском и английском языках, который выполняет  функции информационного центра региона Северо-Запада в области сотрудничества в пространственном развитии в регионе Балтийского моря (Internet адрес: http://leontief.ru/rnsc).

На русском языке была издана брошюра « Программа региона Балтийского моря Interreg III B», «Европейская инициатива программа Interreg III B  для региона Балтийского моря: краткий путеводитель для российских партнеров» (при финансовой поддержке Администрации Санкт-Петербурга).  Практически подготовлена заявка в рамках программы Tacis Micro. Готовится заявка для получения средств Interreg Seed Money для дальнейшей концептуализации проектной идеи и подготовки заявки для подачи в программу BSR Interreg III B.

 

Информация о процессе реализации проекта регулярно направлялась в Министерство экономического развития и торговли РФ Ганеевой Светлане Валерьевне, Руководителю Департамента взаимодействия с международными финансовыми и экономическими организациями Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Медведевой Ирине Анатольевне, Заместителю начальника отдела международной технической помощи Департамента взаимодействия с международными финансовыми и экономическими организациями Министерства экономического развития и торговли РФ, являющейся  куратором направления и наблюдателем в РНСК.


[1] Национальные суб-комитеты созданы в большинстве стран-участников программы BSR Interreg III B