Проект

Создание модельной системы управления твердыми бытовыми и промышленными отходами в приграничной зоне Россия - Европейский Союз

 

Обоснование проекта

Необходимость создания модельной системы управления промышленными и бытовыми отходами в приграничной зоне Россия – Европейский Союз является одной из наиболее актуальных проблем, связанных как с экологической ситуацией, так и с эффективностью использования территории, значительная часть которой в настоящее время загрязняется и выходит из хозяйственного оборота из-за наличия огромного количества неорганизованных свалок.

В России сегодня пока ещё большая часть отходов перерабатывается по устаревшим технологиям, либо захоранивается. Слабо развит рынок вторсырья. Сложившаяся ситуация с отходами негативно влияет на состояние акваторий - Финского залива, Ладожского озера и др.

В последние годы в Северо – Западном регионе начались работы по созданию комплексной системы управления отходами, которые можно рассматривать как начало создания системы управления промышленными и бытовыми отходами в приграничной зоне Россия – Европейский Союз.

В частности, институтом РосНИПИУрбанистики в 1999 г. была  разработана Концепция «Комплексная система управления отходами Ленинградской области», в которой был проведён анализ сложившейся ситуации и предложен комплекс мероприятий по решению этой проблемы.

Опыт соседней Финляндии и других стран Северной и Западной Европы может послужить хорошей практической базой для выполнения модельного проекта, предусматривающего  реализацию вышеприведенной Концепции на примере приграничных территорий.

 

Содержание проекта

В предлагаемом проекте намечается рассмотреть следующие вопросы:

1.Анализ территории приграничной зоны по степени благоприятности и наличию условий для размещения объектов захоронения мусора или мусоропереработки с учётом особенностей экологической обстановки и рассчитанных перспективных объёмов накопления отходов.

2.Определение пофакторных и интегральных планировочных ограничений, имеющих непосредственное отношение как к действующим объектам захоронения и переработки отходов, так и к потенциально возможным в перспективе.

3.Определение приоритетных задач, подлежащих безотлагательному решению ввиду высокой экологической опасности, создаваемой на территории последствиями возникновения больших массивов стихийных свалок и экологически некорректным обустройством и содержанием официально разрешённых полигонов.

4.Выделение территорий, требующих первоочередного внимания и введения новых принципов управления процессом удаления отходов.

5.Подготовка предложений по кооперации усилий на разных уровнях: межмуниципальном, межрайонном, федеральном, международном.

6.Подготовка рекомендаций по внедрению современных технологий обращения с отходами.

7.Подготовка предложений по корректуре правовой и нормативной базы, направленной на усовершенствование системы управления отходами в регионе.

8.Разработка методов экономического стимулирования деятельности по обращению с отходами.

9. Разработка мероприятий по селективному сбору отходов и утилизации вторсырья.

10.Разработка мероприятий по повышению экологической культуры населения и просвещению его в вопросах обращения с отходами.

 

Участники проекта

С российской стороны участниками проекта будут администрации субъектов Российской Федерации, расположенных в приграничной зоне – Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Карелия, Архангельской и Мурманской областей, а также органы местного самоуправления указанных территорий.

Ведущей исполнительной организацией предлагается назначить РосНИПИУрбанистики Госстроя РФ (Россия, Санкт-Петербург), обладающий необходимыми материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами, а также опытом разработки Концепции управления отходами Ленинградской области.

Со стороны Европейского Союза участниками проекта может быть Министерство окружающей среды Финляндии и региональные союзы Финляндии, расположенные в приграничной зоне, а также экологические правительственные органы Швеции, Норвегии, Дании, Голландии.

 

Финансовая основа

Для финансирования проекта предлагается использовать средства программы Тасis или BSR Interreg - IIIВ, а также экологических фондов соответствующих Субъектов Российской Федерации. Общая стоимость работ ориентировочно может составлять 600 – 700 тыс. евро.

 

Конечные результаты реализации Проекта

Реализация Программы Действий «Балтика 21» и повышение уровня экологической безопасности в Балтийском регионе за счёт внедрения современных методов обращения с отходами на приграничных территориях России и Европейского Союза.