Российский национальный суб-комитет программы BSR Interreg IIIB       

   О комитете   Регионы Северо-Запада   Проекты    Программы ЕС   Новости      

INTERREG | TACIS CBC | VASAB | Северное измерение      

"Северное измерение" в контексте общего развития Европы: взгляд из Санкт-Петербурга

Г.И.Ткачев, В.Е.Чуров

Два корня Санкт-Петербурга.
История появления "Северного измерения Европейского Союза" и участие России в обсуждении данной программы.
План действий программы "Северное измерение ЕС".
Северо-Европейская инициатива Госдепартамента США и "Северное измерение".
Конкуренция северного и средиземноморского измерений в ЕС.
Новые идеи Совета Министров северных стран и регионов России. Различный подход к сотрудничеству с Россией и странами Балтии.
Новая организация стратегического планирования в Северо-Европейском регионе.
Развитие двустороннего сотрудничества в Балтийском регионе и за его пределами.
Практические результаты сотрудничества Санкт-Петербурга с Европейским Союзом.
Предложения Санкт-Петербурга по совершенствованию сотрудничества с Европейским Союзом.
Заключение.

Перейдем к сравнению результатов многостороннего и двустороннего сотрудничества.

Если ЕС будет работать над "Северным измерением" такими темпами, мы вполне в состоянии будем встретить новое столетие - XXII век - все ещё обсуждая программы и планы действий.

Иначе обстоит дело с двусторонними отношениями.

Прежде всего, посмотрим на динамику торговли Санкт-Петербурга со странами Северной Европы.

1999 (млн.долл.) 2000 (млн.долл.) Страны
экспорт импорт товарооб. экспорт импорт товарооб.
39,5 72,7 112,2 63,6 99,7 163,3 Великобритания
160,1 386,0 546,1 294,1 376,7 670,8 Германия
8,0 46,1 54,1 3,3 38,9 42,2 Дания
0,3 0,7 1,0 0,4 0,2 0,6 Исландия
1,7 22,2 23,9 1,1 12,0 13,1 Ирландия
26,9 8,4 35,3 52,7 5,7 58,4 Латвия
11,4 8,3 19,7 13,8 9,6 23,4 Литва
8,6 19,5 28,1 9,8 38,7 48,5 Норвегия
19,7 42,0 61,7 14,9 32,2 47,1 Польша
144,8 200,7 345,5 260,9 205,1 466,0 Финляндия
51,4 70,7 122,1 141,4 65,0 206,4 Швеция
46,7 3,9 50,6 32,1 4,5 36,6 Эстония
519,1 881,2 1400,3 888,1 888,3 1776,4 Итого:

Возникают всё новые и новые двусторонние проекты, зачастую очень серьезные по объему финансирования. Например, Юго-Западные очистные сооружения или сотрудничество с такими гигантскими фирмами, как "Сименс".

Европейское сотрудничество для Санкт-Петербурга - это, конечно, не только сотрудничество с Северной Европой. И мы можем убедиться, что положительные тенденции прослеживаются в торговле Петербурга со всеми группами стран:

1-е полугодие 2000 года   1-е полугодие 2001 года
  ЭКСПОРТ ИМПОРТ   ЭКСПОРТ ИМПОРТ
ОЭСР 589408,650 708009,320 ОЭСР 571356,8 1193209,4
ЕС 457780,874 559756,766 ЕС 413551,3 840545,8
ОПЕК 12119,009 7184,097 ОПЕК 33497,2 11968,3
ЦиВЕ 116496,703 48896,128 ЦиВЕ 69485,7 66803,0
АТЭС 179377,797 141864,686 АТЭС 137810,9 309295,9
СНГ 59784,3 91757,0 СНГ 83748,7 131487,9

Цифры говорят, что страны Европейского Союза остаются главным торговым партнером Санкт-Петербурга. При этом надо подчеркнуть, что в данном случае приведены цифры, учитывающие экспорт продукции, произведенной в Петербурге. Это не нефть, не сырой лес, не газ. Это промышленная продукция Санкт-Петербурга.

Правда, необходимо, что всего с одной страной СНГ, с нашим ближайшим соседом и партнером Белоруссией товарооборот (с учетом "серого") достигает примерно половины всего товарооборота с Европейским Союзом. Это показывает, что в нашей торговле с ЕС есть ещё неиспользованные резервы.

После так называемого "кризиса 1998 года" произошло импортозамещение. Рынки Санкт-Петербурга в достаточной мере насыщены качественной продукцией отечественного производителя, который сейчас уже заинтересован в расширении экспорта продукции.

Второй фактор, определяющий вышеуказанные тенденции, это тот, что с одной стороны Россия обладает значительными запасами собственного сырья, а с другой - сырьевые рынки Ближнего зарубежья в первой половине 90-х годов во многом оказались утрачены для нас и переориентированы на экспорт сырья в третьи страны. Это, конечно, стимулирует освоение собственной сырьевой базы.

Третьим фактором является то, что к сожалению, таможенное законодательство Российской Федерации ограничивает поступление комплектующих и полуфабрикатов, которые могли бы существенно увеличить импорт с одной стороны, но с другой стороны повлекли бы за собой серьезное увеличение экспорта производимой в России продукции. Примером может служить то, что до сих пор на территории Санкт-Петербурга нет ни одного предприятия, работающего в режиме таможенного склада. Закон есть, но все упирается в отсутствие нормативных таможенных документов.

И последний фактор. Здесь уже говорилось о так называемом вынужденном экспорте в начале 90-х годов. Сейчас фактор вынужденного экспорта снова существует. На мой взгляд - он положительный. Большое влияние на него оказал Анатолий Чубайс - глава РАО ЕЭС. Мы можем по-разному относится к его деятельности внутри России, но очевиден положительный эффект его деятельности, как "убийцы" бартера и взаимозачета. Именно отказ от бартера и взаимозачета выявляет острую потребность в "живых" деньгах, которые могут быть получены в том числе и от экспорта, и прежде всего от экспорта.