"Северное измерение" в контексте общего развития Европы: взгляд из Санкт-Петербурга

Г.И.Ткачев, В.Е.Чуров

Два корня Санкт-Петербурга.

История появления "Северного измерения Европейского Союза" и участие России в обсуждении данной программы.

План действий программы "Северное измерение ЕС".

Северо-Европейская инициатива Госдепартамента США и "Северное измерение".

Конкуренция северного и средиземноморского измерений в ЕС.

Новые идеи Совета Министров северных стран и регионов России. Различный подход к сотрудничеству с Россией и странами Балтии.

Новая организация стратегического планирования в Северо-Европейском регионе.

Развитие двустороннего сотрудничества в Балтийском регионе и за его пределами.

Практические результаты сотрудничества Санкт-Петербурга с Европейским Союзом.

Предложения Санкт-Петербурга по совершенствованию сотрудничества с Европейским Союзом.

Заключение.


29 декабря 1999 года Совет Европейского Союза принял новый Регламент программы ТАСИС для России, Украины и других ННГ.

Отличительными чертами нового Регламента ТАСИС являются:

  1. Реализация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписанного 24 июня 1994 года на о. Корфу между ЕС и РФ, которое в конце 1997 года вступило в силу. В настоящее время создана структура для его внедрения, в которую вошли специальная Комиссия, различные Комитеты, подкомитеты, в которых принимают участие специалисты различных министерств с обеих сторон. Следует отметить, что до введения нового Регламента ЕС программа ТАСИС не зависела от состояния политических отношений между ЕС и Россией.

  2. Осуществление перехода от отраслевого принципа к тематическому. До 2000 года приоритетными секторами деятельности программы были энергетика, транспорт, экология и т.д. В настоящее время разработаны шесть основных направлений сотрудничества. Каждая страна может выбрать только 3 приоритета.

  3. Российское Правительство в сентябре 1999 года выбрало для Российской Федерации следующие направления сотрудничества с ЕС:

    - совершенствование законодательной базы;
    - поддержка развития частного сектора (малый бизнес);
    - социальный сектор (здравоохранение).

  4. Укрепление сотрудничества между европейскими и российскими организациями с целью сокращения услуг западных консультантов. В связи с этим приоритетными становятся такие подпрограммы ТАСИС как Города-побратимы, Лиан (социальные программы) и др.

    Предусматривается разработка подобных программ для региональных организаций, профсоюзов, отраслевых объединений и т.д.

  5. Наличие 25% инвестиционного компонента в финансируемых ЕС проектах, которые могут быть либо полностью использованы в виде инвестиций, либо частично направлены на страхование крупных инвестиций.

  6. Усиления внимания к вопросам экологии, в частности, ядерной безопасности. В связи с событиями в Чечне ЕС принял меры по пересмотру программы ТАСИС на 2000 год. Финансирование новых проектов ТАСИС (кроме подпрограммы Приграничного сотрудничества) было приостановлено.

Целью основных изменений в принципах программы ТАСИС является будущее расширение ЕС, что безусловно требует создания зоны стабильности на его восточной границе. В этой связи особое значение придается Программе приграничного сотрудничества ТАСИС (общая стоимость проектов программы - 30 млн. евро ), которой уделяется большое внимание со стороны Администрации Санкт-Петербурга.

Кроме того, Комиссия ЕС учла предложения Администрации Санкт-Петербурга сфокусировать внимание на меньшем количестве проектов с более крупной суммой финансирования в ключевых секторах экономики города. Это предполагает, что программа может быть ограничена тремя областями сотрудничества:

    • приграничное сотрудничество,

    • поддержка малых и средних предприятий,

    • транспортные и телекоммуникационные сети.

Новый регламент рассчитан на 7 лет. В настоящее время разрабатывается Индикативная программа на 2000-2006 годы.

Для реализации новой концепции и финансирования проектов технической помощи Европейский Союз предполагает выделить около 4 миллиардов ЭКЮ в период 2000 - 2006 год.

Подводя итоги, необходимо отметить, что:

Санкт-Петербург сегодня все более укрепляется как консультационный центр для администраций областей Северо-Запада России по различным проблемам, связанным как с реализацией программ технического содействия, так и с международным сотрудничеством в целом. Настало время выйти с инициативой о создании в Санкт-Петербурге регионального Представительства Европейского Союза, на первых порах в рамках Ассоциации европейских городов "Еврогорода", с дальнейшим преобразованием его в полноправное Региональное Бюро. Создание Представительства позволит субъектам Федерации Северо-Запада координировать программы международного сотрудничества и технической помощи в своих общих интересах, эффективно осуществлять их мониторинг и оперативно принимать решения.

Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества субрегионов стран Балтийского моря с Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии международной технической помощи, направленной на развитие инфрастуктуры (промышленной, транспортной и др.), реструктуризацию предприятий, создание финансового сектора и развитие малого бизнеса. В настоящий момент целесообразно использовать и второй механизм, содействующий развитию рыночной инфрастуктуры, а именно сотрудничество по адресным программам социальной поддержки населения (здравоохранение, социальная помощь, работа на рынке труда) с целью высвобождения собственных бюджетных ресурсов Северо-Запада России, которые будут направлены на развитие рыночной инфраструктуры.

Для дальнейшего углубления сотрудничества Администрации Санкт-Петербурга с партнерами в Балтийском регионе мы считаем целесообразным принять участие в реализации следующих программ, ориентированных на участие Европейского Союза:

- программе сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в Балтийском регионе и с Российской Федерацией " Северное измерение ЕС";

- программе сотрудничества с Европейским Союзом "Санкт-Петербург- Европейские ворота России", предложенной Правительством Санкт-Петербурга в рамках реализации Стратегического плана Санкт-Петербурга;

- программе сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов, предложенной Правительством Санкт-Петербурга;

- программе мероприятий " Санкт-Петербург - Европейский город культуры - 2003", предложенной Правительством Санкт-Петербурга в рамках подготовки празднования 300-летия со дня основания города.