"Северное измерение" в контексте общего развития Европы: взгляд из Санкт-Петербурга

Г.И.Ткачев, В.Е.Чуров

Два корня Санкт-Петербурга.

История появления "Северного измерения Европейского Союза" и участие России в обсуждении данной программы.

План действий программы "Северное измерение ЕС".

Северо-Европейская инициатива Госдепартамента США и "Северное измерение".

Конкуренция северного и средиземноморского измерений в ЕС.

Новые идеи Совета Министров северных стран и регионов России. Различный подход к сотрудничеству с Россией и странами Балтии.

Новая организация стратегического планирования в Северо-Европейском регионе.

Развитие двустороннего сотрудничества в Балтийском регионе и за его пределами.

Практические результаты сотрудничества Санкт-Петербурга с Европейским Союзом.

Предложения Санкт-Петербурга по совершенствованию сотрудничества с Европейским Союзом.

Заключение.


План действий программы "Северное измерение ЕС" является "программным документом на 2000-2003 г.г. и служит политической рекомендацией, которая будет принята во внимание при подготовке стратегических действий и проектов, финансируемых в будущем соответствующими бюджетными структурами ЕС".

Основные положения Плана действий заключаются в следующем:

  • Европейский Союз и страны-партеры считают, что "Северное измерение" будет содействовать усиливающейся положительной взаимозависимости между ними и тем самым укрепит безопасность, устойчивость, демократические реформы и последовательное развитие региона.

  • Накоплен позитивный опыт трансграничного межрегионального хозяйственного сотрудничества и деятельности территориальных организаций типа: Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Союз стран Баренцевого и Евро-арктического регионов (СБЕР). Именно поэтому, хотя конкретное наполнение "Северного измерения" еще определяется, в нем, как в возможном направлении дальнейшего развития сотрудничества со странами ЕС, заинтересована также и Россия.

  • В области экономического сотрудничества сближение с ассоциированными государствами будет означать устранение препятствий во взаимной торговле и инвестициях в районе Балтийского моря. Унификации законодательства стран региона способствовало бы их скорейшее вступление как в ВТО, так и в другие экономические организации. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией со своей стороны содействует этому процессу.

  • Углубление "Северного измерения ЕС" - в значительной мере работа по конкретным направлениям. Но она нацелена также на горизонтальные процессы, в которых большую роль играет координация. Особенно в сфере финансирования взаимодействие и координация деятельности инструментов ЕС и международных финансовых учреждений может обеспечить большую эффективность и дать практические результаты.

  • Общая стратегия ЕС в России, принятая в июне 1999 года, имеет своей целью усиление стратегического партнерства с Россией посредством возрастающей совместной деятельности ЕС и стран-партнеров.

  • Как отмечается в Плане действий, в первую очередь необходимо продвигать проекты, рассчитанные на "средний" период выполнения - 2000-2003 г.г., в частности подчеркивается приоритетное направление поддержки инвестируемых проектов в "горячих точках" в рамках существующих общественных программ для уменьшения загрязнения Баренцева моря и Балтийского моря, особенно в районе Калининграда, Санкт-Петербурга и устья реки Невы. С этой целью необходимо изучить возможности поддержки программой ТАСИС инвестиционных и иных финансовых механизмов, разработанных NEFCO малых и средних проектов по защите окружающей среды и созданию экологически чистых производств.

  • Помощь России должна состоять в продвижении решений по вопросам здравоохранения и социальным вопросам в свете реформ, связанных с децентрализацией социальных услуг на региональном и местном уровнях. В этих же реформах должны быть учтены, согласно Плану действий, такие вопросы, как предупреждение уровня заболеваемости и другие вопросы здравоохранения. Особое внимание должно быть уделено таким опасным заболеваниям, как туберкулез, ВИЧ/СПИД, а также алкогольной и наркотической зависимости.

В ходе консультаций представителей Европейского Союза в Москве предполагалось, что План будет состоять из трех частей: "горизонтальной" (основные вызовы для региона: приоритетные действия, согласованные со странами-партнерами; законодательная, институциональная и финансовая база), "рабочей" (цели и перспективы деятельности в 2000 - 2003 гг.) и Приложения, в которое планировалось включить конкретные проекты стран-партнеров (в т.ч. российско-литовскую Нидскую инициативу). Представители ЕС предложили направить им дополнительный список приоритетных российских проектов для реализации в рамках "Северного измерения", который впоследствии был составлен в Департаменте общеевропейского сотрудничества МИД РФ на основе предложений ведомств и северо-западных субъектов Федерации.

С российской стороны подчеркивалось, что, хотя проект Плана представляет собой неплохую основу, он нуждается в серьезной доработке. МИДом РФ были также предложены поправки в документ на основе предложений заинтересованных российских ведомств, которые сделали бы его более конкретным и сбалансированным. Представители ЕС пообещали в максимально возможной степени учесть их, оговорившись при этом, что План должен еще пройти через несколько ступеней согласования и может претерпеть значительные изменения.

Утвержденный в г.Фейра (Португалия) вариант Плана действий отличается от проекта, обсуждавшегося в Москве, по следующим позициям:

  1. Отсутствует приложение с конкретными проектами. Не оговорены также критерии и механизмы их предоставления и последующей реализации. Лишь несколько проектов (в основном по ядерной безопасности) включены в сам текст Плана. Это серьезно принижает его практическое значение, делает документ расплывчатым и неконкретным.

  2. Для "Северного измерения" по-прежнему не предусматривается каких-либо дополнительных источников финансирования, кроме перераспределения средств уже имеющихся программ технического содействия и участия международных финансовых организаций.

  3. В значительной степени "выхолощена" субстантивная часть раздела "Транспорт", убраны ссылки на приоритетное значение конкретных трансъевропейских транспортных коридоров. Вместо этого добавлены расплывчатые и неконкретные формулировки (например, "следует рассмотреть возможность изучения масштаба работ по соединению транспортной системы России (железных и автомобильных дорог) с трансъевропейскими сетями")

  4. В документе остались (или появились) односторонние критические оценки ситуации в России (в сфере ядерной безопасности, экологии, а также в вопросах развития Калининградской области). Пример: "Необходимо выработать общий подход в отношении Калининграда с тем, чтобы остановить распространение заразных болезней, в основном СПИДа и туберкулеза, а также бороться с алкоголизмом и наркоманией".