"Северное измерение" в контексте общего развития Европы: взгляд из Санкт-Петербурга
Г.И.Ткачев, В.Е.Чуров
Совет министров Северных стран
начал сотрудничество с прибалтийскими государствами в 1990-91 гг. с целью содействия процессам обретения независимости этими странами, в то время как сотрудничество с областями России, входящими в понятие "сопредельные территории", было начато в 1995 году. В географическом плане сотрудничество в данном контексте включает прибалтийские страны, регион Баренцева моря, включая Архангельскую и Мурманскую области и Республику Карелия, Ленинградскую область, Санкт-Петербург и Калининград, а также сотрудничество в Арктическом регионе.
В феврале 2000 года министры по делам сотрудничества Совета Министров Северных Стран приняли решение об учреждении Рабочей группы по ревизии стратегии СМСС в отношении сотрудничества с сопредельными территориями. К настоящему времени предложения к новой стратегии сотрудничества Северных стран с сопредельными территориями предполагают:
укрупнение проектов сотрудничества;
усиление координации между мероприятиями Северных стран и мероприятиями, проводимыми на национальном уровне;
усиление приоритетных направлений сотрудничества:
мероприятия по укреплению демократии,
совершенствование законодательства,
вопросы экологии, энергетики и здравоохранения.
К сожалению, эта стратегия не лишена, на наш взгляд, недостатков, прежде всего в ее политической составляющей:
- Оценка соотношения экономического и социального развития прибалтийских государств и Российской Федерации, изложенная в данном документе, прямо противоположна реальной действительности. Если отмечается "быстрое экономическое, административное и демократическое развитие балтийских государств вместе с решением ЕС о проведении переговоров с этими странами по их вступлению в Евросоюз", то "… все еще есть необходимость в поддержке России в ее стремлении достичь более прочных основ демократии, закона и реструктурировать свою экономику на базе принципов рыночной экономики;
- формат сотрудничества определяется как "5+3" (5 северных стран + 3 прибалтийских государства), причем разграничение Российской Федерации на федеральные округа, рассматривается как "новое и непредсказуемое условие" для дальнейшего сотрудничества;
- "Применяются различные методы в отношении России и стран Балтии." Если для стран Балтии развитие регионального сотрудничества предполагает равноправное участие в обычных проектах северных стран в соответствии со специальными соглашениями между участниками проектов, то сотрудничество с Россией предполагает, как и в предыдущих документах СМСС, в основном, развитие демократии, оказание поддержки становления гражданского общества, права человека и вопросы защиты окружающей среды.
В датском разделе предусматривается и поддерживается вступление стран Балтии и в НАТО и в ЕС.
Приведем конкретные разделы документа СМСС "Ближние соседи. Предложения по новой северной стратегии для сотрудничества с сопредельными областями" (Closer neighbours. Proposal for a New Nordic Strategy for the Co-operation with the Adjacent Areas):
"Дифференцированные программы. В связи с необходимостью дальнейшего развития регионального сотрудничества, необходимо обратить должное внимание на разницу в потребностях стран, которые называются "сопредельными территориями", и использовать различные методы в отношениях с Россией и балтийскими государствами. Это может быть достигнуто созданием отдельных специальных программ, учитывающих специфику каждой страны. Государствам Балтии должна быть представлена возможность участвовать в обычных проектах северных стран, и в общем в деятельности по развитию стран, в соответствии со специальными соглашениями, при условии, что такое участие уместно." (стр.4)
"Инструменты: Инструменты, применяемые сегодня Советом Министров - Северные Информационные офисы, система грантов СМСС и проектная деятельность - призваны отвечать настоящим потребностям. Профиль деятельности Информационных офисов должен быть пересмотрен, так чтобы они достигли более высокого уровня эффективности в отношении выполнения своей роли в качестве партнёров, внедряющих программы по сотрудничеству с приграничными территориями. В ходе предстоящего пересмотра Систем грантов должны быть определены любые имеющиеся совпадения с различными программами ЕС. Вопросы, относящиеся к промышленности/торговле и финансированию, должны направляться на рассмотрение в фонды Северных стран" (стр.4)
"Следующие тенденции общего развития нуждаются в обновлении стратегических целей:
быстрое экономическое, административное и демократическое развитие балтийских государств вместе с решением ЕС о проведении переговоров с этими государствами о вступлении в Евросоюз;
отношения усиленного сотрудничества с Россией в форме политики Евросоюза в отношении России и "Северного измерения", и в рамках Балтийского Совета, Баренцева Совета и Арктического Совета, в то время как все еще есть необходимость оказания поддержки России в ее усилиях достичь более твердой платформы для демократии, усиления роли закона и реструктуризации ее экономики на основе принципов рыночной экономики." (стр.6)
"Балтийская политика Дании проводится как в форме двусторонних контактов со странами, так и в многостороннем контексте, включая Совет Балтийского моря и так называемое сотрудничество "5+3", то есть между балтийскими и северными странами. Дания обеспечивает эти страны политической и экономической поддержкой в их всесторонней подготовке к вступлению в ЕС и в НАТО. Поддержка Дании стран Восточной Европы является ключевым экономическим инструментом, в то время как торговля - это другой важный инструмент. Более того, Дания сотрудничает по вопросам обороны с важнейшими странами Балтийского моря." (стр.14-15)
"В рамках так называемого сотрудничества 5+3 (5 северных стран плюс 3 балтийских государства), Совет министров предоставил консультации балтийским государствам на уровне министров. Разделение огромной Российской Федерации на семь больших округов, где один округ размещается на всей северо-западной территории, означает - во время этой фазы - новым и непредсказуемым условием для сотрудничества."
"Требуется дифференциация рабочих методов в отношении к России и балтийским странам. Страны Балтии приближаются к своему вступлению в ЕС, что включает адаптацию их общества и законодательства, чтобы соответствовать требованиям ЕС. Более того, их административные органы модернизируются и усиливаются более быстрыми темпами, чем это замечено в России. … Сотрудничество с балтийскими государствами должно - в большой степени - быть основано на индивидуальных потребностях этих государств и на проектных идеях, исходящих из стран Балтии.
Необходимо обсудить возможность предложения балтийским странам - в качестве сотрудничества с ЕС - участвовать в обычных проектах северных стран, в работе учреждений северных стран и другой работе, требующей привлечения экспертов, с поддержкой из программы сопредельных территорий.
Основные условия для сотрудничества с Россией другие, особенно в отношении ее федеральной структуры и размера. Требуется усиленный диалог с Российской Федерацией и ее регионами для поддержки развития проектного сотрудничества. Что требуется, так это целенаправленный подход, особенно в отношении ограниченных финансовых ресурсов, имеющихся для продолжительных и многоаспектных потребностей России."
"Одним из приоритетных требований для усиления сотрудничества с Россией является установление удовлетворительного уровня компетенции в вопросах, связанных с Россией и адекватное разделение административных возможностей." (стр.40-41)
"Среди главных вопросов имеются следующие:
Развитие балтийских стран в экономических, административных и демократических условиях; решение ЕС о включении всех балтийских государств в процесс о переговорах о вступлении в ЕС;
Фокусирование интереса на России, например, в политике ЕС по отношению к России и "Северному измерению", согласуется с тенденциями по направлению к стагнации в развитии России, сопровождающимися экономическими проблемами и неадекватной стабильностью". (стр.45)