"Северное измерение" в контексте общего развития Европы: взгляд из Санкт-Петербурга

Г.И.Ткачев, В.Е.Чуров

Два корня Санкт-Петербурга.

История появления "Северного измерения Европейского Союза" и участие России в обсуждении данной программы.

План действий программы "Северное измерение ЕС".

Северо-Европейская инициатива Госдепартамента США и "Северное измерение".

Конкуренция северного и средиземноморского измерений в ЕС.

Новые идеи Совета Министров северных стран и регионов России. Различный подход к сотрудничеству с Россией и странами Балтии.

Новая организация стратегического планирования в Северо-Европейском регионе.

Развитие двустороннего сотрудничества в Балтийском регионе и за его пределами.

Практические результаты сотрудничества Санкт-Петербурга с Европейским Союзом.

Предложения Санкт-Петербурга по совершенствованию сотрудничества с Европейским Союзом.

Заключение.


Собственно говоря, что нам нужно от Европейского Союза и так называемых стран-кандидатов?

Во-первых, снять искусственные барьеры для экспорта высокотехнологичной и продукции легкой промышленности из России.

Во-вторых, более ответственное отношение к качеству экспортируемых в Россию товаров.

В-третьих, необходим взаимный доступ к информации о реальной деловой репутации, о реальном финансовом состоянии компаний.

В-четвертых, не дискриминационное сотрудничество европейских банков с российскими банками.

В-пятых, необходимо увеличить количество объективной информации о реальном положении в экономике, культуре и социальной сфере России на Западе, хотя бы в тех пределах, в каких эта информация о Западе присутствует на информационном пространстве России.

И в-шестых, необходимо резкое облегчение въезда и выезда для граждан России, снятие заранее

обозначенной в рамках шенгенской зоны "презумпции виновности" каждого россиянина.

Развивая европейское сотрудничество, мы не можем не смотреть и на восток. Китай и Индия являются крупнейшими импортерами петербургской промышленной продукции.

Совсем недавно в Петербурге был подписан протокол - соглашение об открытии в Египте филиала Петербургской Морской Академии, что страна древних мореплавателей возобновила сотрудничество столь важной отрасли, как подготовка торговых моряков. Важным партнером остается для нас Средняя Азия и Дальний Восток.

Нас посетил премьер Республики Корея, руководитель Корейской Народной Демократической Республики, высокие делегации Малайзии, Вьетнама и Камбоджи, ожидаем премьер-министров Китая и Индии. Мы находим всё больше и больше совместных проектов, включая такие интересные, как развитие туризма и реставрация памятников архитектуры, что непосредственно связано с увеличением оборота туристической индустрии.

Мы развиваем торговлю с ближним и средним востоком. Мы идем в такие страны, как Иран и Ирак, отнюдь не потому, что для этого есть какие-то политические предпосылки. Нет. Мы идем туда потому, что это экономически выгодно - раз, а, во-вторых, потому что в другие страны зачастую наши коллеги из Европейского Союза нас не пускают, применяя все способы конкурентной борьбы.

Мы оптимистически смотрим на развитие сотрудничества в Европе и видим лишь две опасности. Первая опасность - это опасность продолжения отношений по схеме учитель - ученик. Примерно два года назад пришлось возразить финскому коллеге, объяснив, что мы уже далеко не первоклассники, а скорее учимся в пятом или шестом классе рыночной экономики. Сейчас, учитывая цифры нашего роста, учитывая выросшее молодое поколение менеджеров, мы можем смело говорить, что мы завершаем обучение в средней школе бизнеса, поэтому логичен переход на равноправные партнерские отношения.

И вторая опасность - это опасность евробюрократии. Господин Дюбуа - заместитель главы Миссии ЕС в России рассказал, как после заявлений Ельцина, Чубайса, Черномырдина о готовности России вступить в Европейский Союз, потом начинались длительные разъяснения, что нас не так поняли, что нужно обсудить все и так далее. Думаем, что опасение российских чиновников вызвано очень простым обстоятельством. Если Россия станет членом Евросоюза, многочисленная армия бюрократов из Брюсселя станет руководить, управлять и оттеснит российских чиновников на второй план.

Вот если мы сумеем с вами избежать этих двух опасностей у сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза будет хорошая перспектива.


Геннадий Ткачев - вице-губернатор Санкт-Петербурга, председатель Комитета по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.

Владимир Чуров - заместитель председателя Комитета по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, начальник Управления международного сотрудничества, старший преподаватель факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного Университета.