"Северное измерение" в контексте общего развития Европы: взгляд из Санкт-Петербурга

Г.И.Ткачев, В.Е.Чуров

Два корня Санкт-Петербурга.

История появления "Северного измерения Европейского Союза" и участие России в обсуждении данной программы.

План действий программы "Северное измерение ЕС".

Северо-Европейская инициатива Госдепартамента США и "Северное измерение".

Конкуренция северного и средиземноморского измерений в ЕС.

Новые идеи Совета Министров северных стран и регионов России. Различный подход к сотрудничеству с Россией и странами Балтии.

Новая организация стратегического планирования в Северо-Европейском регионе.

Развитие двустороннего сотрудничества в Балтийском регионе и за его пределами.

Практические результаты сотрудничества Санкт-Петербурга с Европейским Союзом.

Предложения Санкт-Петербурга по совершенствованию сотрудничества с Европейским Союзом.

Заключение.


Вполне очевидно, что в Европе сложились три конкурирующих между собой крупных региона.

Это Северный регион, включающий в себя северные области Франции, Германии, Польшу, балтийские государства, Норвегию, Исландию, Северо-Запад России, Белоруссию, а также все, что расположено севернее.

Второй регион - Центрально-европейский, и, наконец, третий регион расположен на юге Европы и включает такие государства, как Турция, Греция, Италия, Испания, Португалия, южные области Франции.

Определяющими факторами экономического развития Балтийского региона и его конкурентоспособность в начале XXI века будут:

  • природные ресурсы, включая три крупнейших группы:

    • сырье для переработки,

    • энергоносители,

    • состояние и качество окружающей среды,

  • транспортная инфраструктура,

  • система энергоснабжения,

  • развитие высокотехнологичных отраслей промышленности,

  • развитие аграрного сектора экономики,

  • финансовые ресурсы,

  • минимальная обремененность военными расходами.

Балтийский регион играет значительную роль в Европе во многих отношениях. Все вместе, скандинавы, прибалты, россияне, поляки и немцы представляют собой более чем трехсотмиллионное сообщество. Им принадлежит территория почти в 20 миллионов квадратных километров. Их совокупный валовый внутренний продукт превышает 3 триллиона долларов США. Ежегодно здесь размещается свыше 10 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций.

Балтийский регион и Европа в целом не являются островом, а связаны тысячами нитей с мировой экономикой, политикой и социальной сферой. Именно поэтому программа "Северное измерение ЕС" тесно связана с Северо-европейской инициативой США, программой Северного Форума, а также с предложенной правительством Санкт-Петербурга программой Евроазиатского направления Балтийского сотрудничества.

Мы исходим из того, что предложенная правительством Финляндии программа "Северное измерение Европейского Союза" будет направлена на развитие европейского сотрудничества в целом и создание условий для интеграции России с Европейским сообществом.

По-нашему мнению, эта программа будет иметь значение, выходящее за рамки Балтийского региона Европы. Она привлечет дополнительные ресурсы и расширит возможности региона в мировой торговле и экономической кооперации.

Обладая колоссальным политическим чутьем, русский царь Петр Первый, не зря прозванный Великим, прорубил окно в Европу именно на Балтике и создавал здесь аванпост России - город Санкт-Петербург. Значение этого шага, быть может, только сейчас начинает осознаваться в полной мере, когда мы понимаем, что Балтика и Север становятся важнейшим перекрестком взаимных интересов огромного европейского дома.

Многие ресурсы и возможности развития, о которых шла речь, могут стать доступными Европе только через сотрудничество с российским Северо-Западом. Делать это надо продуманно, цивилизованно, соизмеряя национальные и транснациональные интересы.

Понятие средиземноморского измерения Европейского Союза появилось значительно раньше понятия "Северное измерение ЕС". Это связано с тем геополитическим фактором, что до вступления Швеции и Финляндии в Европейский Союз там по численности населения и по экономическому потенциалу преобладали страны скорее тяготеющие к Средиземноморскому бассейну. Кроме того, вступление Португалии, Испании, Греции в Европейский Союз потребовало привлечения значительных материальных ресурсов на этапе подготовительного и первого периода их членства в Европейском Союзе. Играл свою роль и исторический фактор. Средиземноморье является по сути родиной европейской цивилизации, опирающейся на греко-римские традиции.

Как отмечается в материалах Института Европы РАН ("Европейский Союз: факты и комментарии"), важнейшим событием в направлении средиземноморской политики стало принятие Европейским советом, проходившим 19-20 июня 2000 г. в Санта-Мария-да-Фейра (Португалия), нормативного документа "Совместная стратегия Европейского Союза для Средиземноморского региона".

Документ состоит из нескольких разделов. В первом - "Видение средиземноморского региона Европейским Союзом" - отмечается "стратегическое значение" и "жизненная важность" средиземноморского региона для ЕС, указывается, что "процветающий, демократический, стабильный регион безопасности, перспективы которого связаны с Европой, в наибольшей степени соответствует интересам ЕС и Европы в целом". В разделе "Цели", наряду с такими задачами как "создать пространство мира и стабильности посредством партнерства в сфере политики и безопасности", "кооперативную безопасность в регионе", "обеспечить партнерство в социальной, культурной и гуманитарной областях", говорится о необходимости повысить эффективность и степень воздействия деятельности ЕС в регионе. В разделе "Области деятельности и специфические инициативы" внимание обращено на задачи борьбы с терроризмом, организованной преступностью и торговлей наркотиками, а также на предотвращение и урегулирование конфликтов.

Особо подчеркивается значение деятельности ЕС на Ближнем Востоке, который следует превратить в перспективе в зону свободную от оружия массового уничтожения, а в настоящее время - наращивать усилия по участию в мирном процессе и готовить ЕС к акциям на Ближнем Востоке после того, как там будет установлен мир.

В экономической и финансовой областях стратегия ЕС будет заключаться в развитии диалога и достижении соглашений об ассоциации со средиземноморскими странами, либерализации движения капиталов, поощрении взаимного экономического сотрудничества между "третьими" средиземноморскими странами.

Французская сторона оценивает развитие евро-средиземноморских отношений как "ключевую заботу" Евросоюза.

Рабочая программа предусматривает четыре группы приоритетов: 1) содействие привлечению инвестиций в регион; 2) развитие инновационного процесса применительно к технологиям и качеству; 3) совершенствование механизма формирования евро-средиземноморского рынка; 4) развитие среднего и мелкого предпринимательства и в этой связи, разработка в 2001 г. соответствующей рабочей программы.

И у Северного и у Южного (средиземноморского) измерений за плечами длинная и полная извилистых традиций история. Имеется множество вопросов по поводу сходств и различий Северного и Южного измерений, их совместимости, а скорее несовместимости под "крышей" Евросоюза.

Поэтому в кулуарах Европейского Союза и на различных международных мероприятиях довольно часто звучит неофициальное мнение: "Север платит - Юг тратит".