"Северное измерение" в контексте общего развития Европы: взгляд из Санкт-Петербурга

Г.И.Ткачев, В.Е.Чуров

Два корня Санкт-Петербурга.

История появления "Северного измерения Европейского Союза" и участие России в обсуждении данной программы.

План действий программы "Северное измерение ЕС".

Северо-Европейская инициатива Госдепартамента США и "Северное измерение".

Конкуренция северного и средиземноморского измерений в ЕС.

Новые идеи Совета Министров северных стран и регионов России. Различный подход к сотрудничеству с Россией и странами Балтии.

Новая организация стратегического планирования в Северо-Европейском регионе.

Развитие двустороннего сотрудничества в Балтийском регионе и за его пределами.

Практические результаты сотрудничества Санкт-Петербурга с Европейским Союзом.

Предложения Санкт-Петербурга по совершенствованию сотрудничества с Европейским Союзом.

Заключение.


Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и международных организаций.

Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации проектов и программ на общую сумму более 200 млн.долл.

В последние годы основными направлениями финансирования проектов технического содействия по линии Европейского Союза были проекты, связанные со структурной перестройкой предприятий, телекоммуникациями, транспортом, охраной окружающей среды, обучением и повышением квалификации кадров, а также проекты социальной направленности.

В 1999-2000 годах по сравнению с 1996-98 годами увеличилось количество проектов, ориентированных на развитие малого и среднего предпринимательства, а также проектов, направленных на развитие социальной сферы и так называемой "демократизации общества" по линии негосударственных организаций.

В 1996 - 2000 гг. в Санкт-Петербурге по линии ТАСИС ежегодно велась работа примерно по 60 проектам на общую сумму около 40 млн. евро, из которых 6-8 млн. евро составляли расходы на закупки оборудования.

Основные проекты, реализуемые в указанный выше период, можно разделить по следующим приоритетным направлениям:

  • структурная перестройка и развитие предприятий - 3 проекта на общую сумму 5,5 млн. евро;

  • финансовый рынок - 2 проекта на сумму 3 млн.евро;

  • транспорт - 4 проекта на общую сумму 10 млн. евро;

  • телекоммуникации - 2 проекта на сумму 4 млн. евро;

  • образование, подготовка кадров - 7 проектов на общую сумму 8,5 млн. евро;

  • социальное обеспечение - 5 проектов на общую сумму около 1 млн. евро;

  • здравоохранение - 1 проект на сумму 2 млн.евро;

  • охрана окружающей среды - 3 проекта на общую сумму 4,5 млн. евро;

  • ядерная безопасность - 2 проекта на общую сумму около 2,5 млн. евро;

Основными проектами ТАСИС, включенными в перечень приоритетных проектов и целевых программ для Санкт-Петербурга на период до 2000 года, являются следующие:

- Техническое содействие Ижорскому заводу (стоимость 1,4 млн.долл.)
- Структурная перестройка ХК "Ленинец" (стоимость 1,2 млн.долл.)
- Техническая помощь развитию порта Санкт-Петербурга (стоимость 3 млн.долл.)
- Развитие транспорта в Северо-Западном регионе (стоимость 7 млн.долл)
- Центр энергетики ЕС для Северо-Запада России (стоимость 3 млн.долл.)
- Улучшение работы почтовой службы Санкт-Петербурга (стоимость 960 тыс.долл.)
- Техническое содействие региональным центрам стандартизации и испытаний средств электросвязи в Санкт-Петербурге (стоимость 600 тыс.долл.).
- Комплексная региональная и муниципальная политика Санкт-Петербурга и прилегающих территорий (стоимость 4 млн. долл.).

Что касается стран-контракторов проектов по линии ЕС, основное место среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее время намечается активизация работы по проектам технического содействия по линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин. Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное сотрудничество Финляндия-Санкт-Петербург позволило последней накопить значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно, возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России.

Что касается других стран Скандинавии - работа по проектам технического содействия, принимая во внимание их усиливающуюся активность в нашем регионе, в ближайшем будущем будет возрастать. Об этом свидетельствует активизация деятельности со стороны этих стран по двусторонним правительственным каналам. Необходимо отметить необходимость "состыковки" двусторонних правительственных программ и перспективных программ и подпрограмм ЕС, что должно найти отражение в переносе финансирования ранее заявленных с их стороны проектов с двусторонней основы на финансирование из бюджета ЕС.